Вкус приходской катехизации 

«Стол» публикует очерк о многолетнем опыте приходского катехизатора со всеми его нюансами, достижениями и разочарованиями

Фото: feosobor.ru

Примерно с середины нулевых у нас в городе действовали богословско-катехизаторские курсы, по которым люди учились фактически по сокращённой программе семинарии на катехизаторов. Будущие катехизаторы занимались два года и получали диплом, который давал им право на катехизаторскую деятельность –  другими словами, давал возможность научать людей православной вере и жизни по вере. Люди с притязаниями поменьше проходили годичный курс, который позволял им освоить лишь рамку – принципы жизни в Церкви.  Я окончил курсы в 2011 году, и примерно в это же время был издан епархиальный циркуляр об обязательности оглашения людей перед крещением. Настоятель мне вручил пухлую папку – пособие для катехизатора. Объёмный исчерпывающий документ я изучил, материал освоил. И  безо всякой проверки моих знаний меня отправили к первым крещающимся.  Первый опыт Моя программа катехизация состояла из 8 занятий в течение одного месяца. Наши встречи проходили в основном в классе воскресной школы. Когда он был занят, мы переходили в просфорню. Надо сказать, что в этом плане нам весьма повезло, так как в некоторых приходах и вовсе нет никаких пригодных для катехизации помещений. Сперва людей с желанием креститься по инерции приходило много, но уже на старте кто-то отказывался креститься, услышав про какие-то занятия, а кто-то выдерживал две-три встречи и пропадал. До финиша доходили единицы.  Кроме того, в пособии было указано, что ближайших родственников не следует допускать быть крёстными родителями, а на приходе у нас служил требовательный дьякон, который жёстко следовал этому правилу, и немало крещающихся были отторгнуты по этой причине. Частенько люди приезжали в наш маленький храм из областного центра, жаловались на новые порядки, но настоятель говорил нам на это: «Жалуются? А чего они к нам едут? Да потому что у них в городе то же самое!».  Зато с людьми, которые проходили весь курс бесед, складывались очень дружеские  отношения. Ко крещению они подходили уже готовыми, спокойно принимающими всё по вере. На последнем занятии я делал некоторый срез их знаний, и в случае, когда там обнаруживался дефицит, я допускал их к таинству с условием, что они заполнят пробелы. В основном проблема была в том, что оглашаемые не успевали выучить наизусть Символ веры.  Но чаще люди шли на разные ухищрения, чтобы «решить вопрос» и не ходить на занятия. По этому поводу случались нешуточные баталии. Но были и казусы. Одна семья как-то всё-таки «договорилась», и крестной стала мать мужа, прихожанка армянской Церкви, с которой, как известно, у нас есть сложности в евхаристическом общении. Но поскольку это выяснилось уже во время крещения, ничего отменять не стали. Вот тебе, бабушка, и интеркоммунион. 

Священники совершают обряд крещения. Фото: Андрей Соломонов/РИА Новости
В этот же период в обиход вошли справки о катехизации, чтобы заново не учиться, если захотелось кого-то нового крестить уже в другом храме. Часто бывало, что люди оглашались у нас, а крестились в другом храме. Обычно оглашаемые пеняли на семейные обстоятельства, но, возможно, дело было в качестве: два занятия у нас компенсировали людям восемь занятий в местном храме.  Новое место Говорят, что церковнослужители себе не принадлежат: куда пошлют, там и служат. И вот у нас появился новый только что построенный храм при посёлке: кадров нет, денег тем более. Занятия пришлось редуцировать ещё сильнее. Контингент крещающихся по-прежнему выгодно отличался от основной массы верующих своей молодостью, образованностью и красотой. Только после крещения всё реже можно было встретить их в храме. Поэтому после ультракороткой катехизации и совершённого таинства с новоиспечённых христиан брали обещание прийти и причаститься через неделю. Постепенно всё пришло к тому, что оглашения превратилось в одну беседу, которую проводил сам священник во время крещения. Рудиментарность этой практики успешно сочеталась с установкой епископа «не менее одного занятия». Итоги Из моего опыта можно попробовать сделать обобщающие и, наверное, не очень утешительные выводы.  Долгое оглашение для воцерковляющихся становится и первым опытом церковной общинной жизни. Но успешность катехизации напрямую зависит от включённости  в жизнь прихода людей с церковным образованием. А для успеха в изменении картины мира у потенциальных православных сам катехизатор должен быть подкован в современных тенденциях науки, мысли, глобальных мировых и национальных веяниях. Он должен быть в курсе, что вообще беспокоит людей, что с ними происходит, о чём они думают и заботятся больше всего. История про «осознанность» и психотерапию вполне может быть отражена в  катехизации. При том что многие катехизаторы приходят служить Церкви словом и умом не ради денег, им всё-таки нужно платить. На самом сильном накале энтузиазма человек остаётся белковым существом и нуждается в пище. Там, где денег меньше, а потребность в катехизации есть, епархиальное руководство может взять ответственность за эти процессы на себя. Ведь исторически именно епископ первым заботился об оглашении в общине и в городе. Ну а если дальние приходы не могут обеспечить себя кадрами, то кого ещё это должно заботить, если не архиерея? 

Читайте также
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ