V. Современная история
Все эти соображения, однако же, не помешают тому, чтобы он выучил что-то из современной истории прежде, чем знать древнюю. С детства ему надлежит дать знать не только имена всех его предков, но и имена императоров, французских королей, и т. д., что делается показом ему живописных картин и давая ему выучить что-то о характере и главных деяниях каждого из них; затем ему прочтут лучшую часть удивительных или важных событий, ему расскажут о некоторых таковых, и он будет слышать, как о них говорят при разных случаях; наконец, когда наступит время, можно предпринять преподавание ему этой истории методически. Поскольку он не найдет в ней таких же красот, как у древних авторов, и, напротив, чтение большинства современных авторов достаточно противно, хорошо предупредить его об этом и дать ему понять: необходимо, чтобы он знал все, что они содержат, и в исторических материях нет ничего бесполезного, факты и размышления, которые ничему не служат в видах, которые имеешь, когда читаешь о них, рано или поздно послужат тем видам, которые появятся в будущем.
В этом случае не стоит принимать за правило последовательность времён, поскольку, кроме того что нельзя найти хороших авторов по этой методе, это значило бы предпринимать слишком много за один раз, и в разум принца можно внести замешательство. Лучше изучить полностью историю одного государства, а потом переходить к истории другого.
Не имеет никакого значения, начинать с одной или с другой; однако же опыт и разум установили, что каждый начинает с истории своей страны и продолжает историями соседних стран, с которыми самые тесные сношения.
Когда такой выбор будет сделан, прежде всего нужно избрать автора, который включает историю государства целиком и сжато, как сокращение Мезрэ для Франции, и, тщательно и сразу пробегая всё, он изучит наилучшим возможным образом общую историю этого королевства, и, не останавливаясь на знакомстве с подробностями, а еще менее того – на политических размышлениях, нужно будет удовольствоваться тем, чтобы выучить историю в её последовательности и в наиболее значимых фактах. Когда он будет знать то, что ему будет желательно выучить в этой истории, с ним начнут другую, и таким образом, пробегая все одну за другой, никогда не нужно преподавать ему две одновременно.
Во всех исторических занятиях с принцем нужно наблюдать, чтобы, пока будут читать, либо кто другой, либо он сам, он всегда имел перед глазами карту страны, о которой идёт речь, и каждый раз, когда он столкнётся с названием провинции, города, реки и т. д., он должен тотчас это найти. В остальном вовсе не нужно заставлять его читать до того момента, когда он станет скучать; напротив, было бы хорошо, чтобы он прекращал [чтение] всегда с желанием знать, что будет дальше, лучше часто возвращаться к этому; и если он прервёт чтение, чтобы поговорить, не нужно ему мешать, но отвечать ему серьёзно и правильно, прежде всего если он говорит о том, что он только что прочёл; эта свобода приведёт к тому, что он будет скучать много меньше.
Презентация новой линейки единых учебников по истории для 5–9 классов. Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»
Число европейских государств столь велико, что невозможно принцу выучить историю каждого из них по отдельности, разве только он пожелает посвятить этому занятию всю жизнь. Необходимо, однако же, чтобы он ограничился знакомством с основными и с теми, с которыми у него самые тесные связи; кроме того, чтобы сократить эти занятия, нужно сделать следующие замечания:
I. Можно разделить историю каждого государства на древнюю и современную, на тёмную и известную; принц может слегка пройтись по древней, имея в виду, чтобы он только знал имена и последовательность царствовавших королей или государей и наиболее значимые события – этого довольно. Более того, если история – древняя и тёмная одновременно, он может без вреда и стыда не знать имена и последовательность царствовавших, так что когда принц не сможет сказать кстати, кто был преемником короля Франции Хильдеберта, короля Швеции Эриксона или короля Польши Лешко, большой беды в том не будет.
II. Тёмной историей государства называем ту, в течение которой не произошло ничего достопримечательного или по поводу которой историки говорили так мало, что мы ничего не знаем о ней вплоть до самых важных вещей, как, например, имена и количество царствовавших; можно пройти по этим вещам с лёгкостью, довольствуясь тем, что принц усвоит: история этих времён – тёмная. Поэтому если авторы не соглашаются о фактах, можно – нимало не обременяя память различными мнениями и поддерживающими их доводами – часто не знать даже и самого предмета.
III. И даже в том, что относится к современной истории, которая известна, – и в этом случае он должен изучить её поверхностно и в общих чертах, и не имеет значения, если он не будет знать часть наиболее важных событий, поскольку он в достаточной мере познакомится с ними впоследствии, читая историков, пишущих о специальных вещах.