Дом, который приобрёл фон Мекк. А теперь его конфискуют у замминистра обороны Тимура Иванова

Особняк в Чистом переулке сменил несколько именитых владельцев, пока городскую усадьбу в 1896 году не выкупило семейство фон Мекк. Дом записали на Анну Георгиевну – жену Александра Карловича фон Мекка. Эту фамилию тогда знали все, кто трепетал перед чудом паровоза и возлагал великие надежды на строительство железных дорог в Российской империи

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

История рода фон Мекк

Корни семейства фон Мекк уходят в XV век. Родоначальником принято считать Рейнгольда фон Мекка, который являлся канцлером Силезии. Позже, уже в середине следующего столетия, представители династии обосновались в Лифляндии, получив герб от польского правителя Сигизмунда. В последующие столетия фон Мекки занимали различные важные государственные посты. А после того как Лифляндия по итогам Северной войны отошла к Российской империи, семейство стало служить Санкт-Петербургу.

Одним из самых ярких представителей семейства являлся Карл Фёдорович, родившийся 4 июля 1821 года. Рано лишившись отца и пройдя через нищету, он всё же стал кадетом Института корпуса путей сообщения, который в то время считался военным учебным заведением. Первым его серьёзным проектом стало строительство железной дороги в Смоленской области. Позже он отвечал за участок, связывавший Малоярославец и Бобруйск.

В 1859 году Карл Фёдорович оставил государственную службу. К тому моменту он был в чине инженер-полковника. Но не ушёл из железнодорожного дела. Все свои знания и умения фон Мекк задействовал в предпринимательстве. Тогда Российская империя нуждалась в большом количестве железных дорог. И власти решили привлечь к этому трудоёмкому и финансово затратному делу частные компании. Поскольку Карл Фёдорович пользовался большим авторитетом, ему без проблем удалось получить первый заказ. И в 1860 году он стал подрядчиком по земельным работам на Московско-Троицком железнодорожном участке.

Карл фон Мекк. Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей
Карл фон Мекк. Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Затем фон Мекк, вступивший в Общество Саратовской железной дороги, был ответственным за возведение линии Москва–Коломна. Несмотря на успех и ввод участка в эксплуатацию через два года, у компании возникли финансовые трудности. Справиться с ними не удалось. И Общество обанкротилось. Однако фон Мекк быстро сориентировался. И присоединился к Обществу Московско-Рязанской железной дороги. Ему поручили строить участок от Коломны до Рязани. Карл Фёдорович справился, значительно улучшив своё финансовое состояние.

Умер Карл Фёдорович рано – в 54 года. Инженера подвело сердце. Похоронили фон Мекка на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. 

Его дело продолжили сыновья. Один из них – Николай Карлович – родился 28 апреля 1863 года. Николай получил хорошее образование, однако путь начал с самых низов. И это был его осознанный выбор. Сперва он работал кочегаром, затем помощником машиниста, потом машинистом. Позже дорос до дежурного по станции. При этом он работал не на тех участках, что строил его отец, а на «чужих». И только в 1890 году, пройдя все ступени, фон Мекк вошёл в структуру правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Этот момент стал отправной точкой в деятельности Николая Карловича.

После превращения Московско-Рязанской железной дороги в Московско-Казанскую фон Мекк занял должность председателя правления. И под его руководством длина путей сообщения на участке увеличилась с пары сотен вёрст до двух тысяч. Компания процветала. И главную роль в этом успехе сыграл именно Николай Карлович. Он лично контролировал все процессы, происходящие в Обществе, начиная от подбора специалистов и заканчивая модернизацией оборудования. Особенное внимание он уделял этапу проектирования. И это принесло результаты. Фон Мекк являлся одним из самых авторитетных специалистов в железнодорожном деле. И это позволяло ему привлекать в состав акционеров компании крупнейшие банки Российской империи. Параллельно Николай Карлович занимался основанием технических училищ, которые готовили специалистов в железнодорожной отрасли. Совместно с братом Александром и его сыном Владимиром он учредил в Московском институте благородных девиц три именные стипендии.

Казанский вокзал в Москве, 1917 год. Фото: общественное достояние
Казанский вокзал в Москве, 1917 год. Фото: общественное достояние

После переворота в октябре 1917 года фон Мекка отправили за решётку. Молодая упоённая кровью власть металась между нуждой в хороших специалистах и укреплением своих позиций в беспрецедентно жестоком проекте «СССР». Поэтому именитого железнодорожника несколько раз отпускали и снова арестовывали. В период относительного спокойствия Николай Карлович продолжил заниматься развитием железнодорожных путей, занимал высокие должности, преподавал в Московском институте инженеров путей сообщения, написал несколько книг. Однако происхождение ему так и не простили. В 1929 году Николай Карлович фон Мекк был расстрелян. Его обвинили в контрреволюционной деятельности.

Портрет Николая фон Мекка кисти Б. М. Кустодиева. Фото: Иркутский областной художественный музей
Портрет Николая фон Мекка кисти Б. М. Кустодиева. Фото: Иркутский областной художественный музей

Его вдова Анна Львовна фон Мекк (в девичестве Давыдова) происходила из знатной семьи. Её дед по отцовской линии являлся декабристом, а мать – Александра Ильинична – была сестрой композитора Петра Чайковского. Анна Львовна получила хорошее образование, отличалась прямолинейным и жёстким характером. Из-за этого её нередко называли «Анна первой степени». 

При таких деловых качествах она много занималась благотворительностью, являлась попечительницей Воскресенской церковно-приходской школы и Серебряного приюта для престарелых. Кроме этого, входила в Симбирское общество христианского милосердия. В 1914 году за благотворительную деятельность была удостоена медали «За усердие» на Александровской ленте. После революции Анну Львовну выслали сначала в Нижний Новгород, а потом в Малоярославец. Там она и умерла в начале 1942 года, находясь в оккупации.

Оставил свой след в истории и Александр Карлович фон Мекк, родившийся в июне 1864 года. Он, отучившись в частном пансионе, в 1877 году поступил в Императорское училище правоведения. Однако не окончил его. А образование получил уже в Йенском университете.

Александр фон Мекк. Фото: общественное достояние
Александр фон Мекк. Фото: общественное достояние

Вместе с братом Николаем являлся управляющим отцовскими компаниями. Но всё-таки главным делом для Александра стала благотворительность. Он входил в попечительский комитет Императорского человеколюбивого общества, а также являлся заместителем председателя комитета Братолюбивого общества снабжения неимущих и председателем попечительства над детьми из бедных семей. За свой труд Александр Карлович удостоился ордена Равноапостольного князя Святого Владимира IV степени.

Кроме дел милосердия известный железнодорожник серьёзно увлекался историей. Он окончил Московский археологический институт, получив звание учёного-архивиста. Затем опубликовал несколько работ, посвящённых архивному и археографическому делам. Его  считают родоначальником альпинизма в Российской империи. В общей сложности фон Мекк состоял почти в сорока обществах, а в восьми из них председательствовал.

Дом мастера

В 1896 году семейство фон Мекк приобрело особняк в Москве, расположенный в Чистом переулке, 4. Записано он был на Анну Георгиевну фон Мекк – супругу Александра Карловича. Она, как и муж, занималась благотворительной и попечительской деятельностью. 

Городская усадьба была построена в 1821 году. А её первой собственницей стала княгиня Софья Григорьевна Волконская – сестра декабриста Сергея Волконского. Известно, что она была знакома с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Какое-то время он снимал у неё жильё в Санкт-Петербурге.

В 1843 году у особняка появился новый хозяин – коллежская советница Анна Григорьевна Бороздина. Затем городской усадьбой владели ещё несколько человек, пока она не оказалась у фон Мекков. При Анне Григорьевне здание было отремонтировано и видоизменено. По её решению исчез портик, который заменила открытая терраса. Но спустя несколько лет она была огорожена стенкой с пилястрами.

После событий 1917 года фон Мекки лишились своей городской усадьбы. Её отдали под коммунальное жильё. Спустя время особняк определили под всевозможные государственные конторы. Шли годы, здание ветшало, поскольку последний ремонт в нём происходил ещё при фон Мекках. И только в конце 1980-х годов, когда здание находилось практически в аварийном состоянии, дело сдвинулось с мёртвой точки. Начались реставрационные работы, а за образец были взяты чертежи 1834 года. Поэтому был восстановлен портик с балюстрадой, лепнина над оконными проёмами, а также мезонин у главного фасада. Отремонтировали здание и внутри, также пытаясь сохранить облик XIX столетия.

Городская усадьба фон Мекков быстро обросла мифами и легендами. Особой популярностью она пользуется у исследователей и поклонников творчества Михаила Булгакова. Есть предположение, что именно в старинном особняке снимал жильё главный герой романа «Мастер и Маргарита», поскольку здание сильно похоже на то, что описал в своём произведении Михаил Афанасьевич. Сам автор вместе с супругой некоторое время жил недалеко от особняка. Здесь он написал «Дни Турбиных» и «Роковые яйца».

Новый хозяин городской усадьбы

В наши дни городская усадьба фон Мекков включена в список объектов культурного наследия. И это не удивительно. Дом, расположенный в Чистом переулке, находится в историческом центре столицы, район Хамовники. Неподалёку – Кремль, храм Христа Спасителя, Старый Арбат, Пушкинский музей, Театр Вахтангова.

Долгое время у здания не было постоянного владельца, оно переходило из рук в руки. Соответственно, особняк вновь потребовал дорогостоящего ремонта. В 2014 году усадьбу выставили на продажу. Спустя несколько лет там начались реставрационные работы. А после ремонта в городской усадьбе фон Мекков поселился Тимур Иванов, занимавший должность замминистра обороны России. Его арестовали из-за подозрения во взятке крупного размера. Началось следствие.

Бывший заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов на заседании коллегии Минобороны РФ. Фото: Алексей Ерешко / РИА Новости
Бывший заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов на заседании коллегии Минобороны РФ. Фото: Алексей Ерешко / РИА Новости

Вскоре выяснилось, что старинное здание принадлежит не самому Иванову. По документам оно записано на водителя семьи Ивановых, Станислава Кузнецова. Однако, по последним данным, проживал в нём Иванов со своей семьёй. И если булгаковский Мастер ютился в подвале, то бывший замминистра забрал себе весь дом.

Вот и получилось, что городская усадьба нашла нового хозяина. Новое время – новый владелец. Раньше в особняке жили люди, которые на протяжении нескольких поколений верой и правдой служили Российской империи. Они не были русскими, но обрусели и сделали страну экономически сильной. Фон Мекки заработали огромное состояние, но не были жадными. Их меценатскую деятельность сложно переоценить. Но 1917 год перечеркнул их работу, их вклад. Началась новая эпоха, где не было места ни предпринимателям, ни особнякам. Но остался труд фон Мекков. Остался и их особняк. Дом, в котором принимались важные и взвешенные решения, влиявшие на человеческие судьбы. Теперь же всё вышло так, что городской усадьбой владеют люди, которые не отдают своей стране, а забирают у неё. Милосердие, сострадание и добро покинули стены дома. Хочется верить, что не навсегда.

Читайте также