Примерно в 13 часов того страшного дня в 79 году до н.э. Везувий выбросил столб высотой 15–30 км. Люди в ужасе бежали. Но не все. На тех, кто остался, ночью следующего дня потекли потоки лавы, температура которой доходила до 700 ℃. Погибли 16 тысяч человек, и среди них – Луций Кальпурний Пизон, тесть Юлия Цезаря. Пизон жил в Геркулануме на берегу Неаполитанского залива в роскошной вилле площадью 2790 м2 с бассейном и мраморными статуями. Он владел роскошной библиотекой из 1800 свитков преимущественно с текстами на греческом. Это единственная сохранившаяся библиотека времён античности, и предполагается, что там лежат утраченные тексты диалогов Аристотеля, пьес Софокла, Эсхила и многие другие. Хотя странно говорить, что библиотека сохранилась, учитывая, что она попала в пасть взбесившемуся Везувию 2000 лет назад.
Надежды на расшифровку, прямо скажем, не было. Свитки ломались и обращались в прах при малейшей попытке их развернуть. Первые исследователи не сильно церемонились и простым ножом уничтожили несколько сокровищ. Затем священник из Библиотеки Ватикана Антонио Пьяджо в 1756 году изобрёл устройство, которое бережно разворачивало свитки. Некоторые удалось расшифровать. Событие взволновало просвещённую Европу. Поэт XVII века Уильям Вордсворт в восторге писал: «О вы, терпеливо исследующие / Крушение Геркуланумских преданий, / Какой восторг! Не могли бы вы схватить / Какой-нибудь фиванский фрагмент или развернуть / Один драгоценный добросердечный свиток / Настоящего Симонида».
Чуть позже выдающийся химик сэр Хамфри Дэви подверг фрагменты текста воздействию хлора, паров йода и кислоты. Пары кислоты разрыхляли слои свитков, а хлор и йод делали надписи более чёткими, меняя цвет папируса. То, что было обнаружено, взорвало историческую науку: «Не бойся Бога, Не беспокойся о смерти; То, что хорошо, легко получить, То, что ужасно, легко перенести». Этот четырёхстрочный фрагмент теперь известен как «Тетрафармакос» – воплощение идеалов Эпикура, афинского философа, жившего в 341–270 годах до н.э.
700 тысяч долларов за 140 знаков
Но 280 наиболее пострадавших свитков лежали нетронутыми в Национальной библиотеке Неаполя, в Париже, Лондоне и Оксфорде до наших дней. И вот команда Брента Силса из Университета Кентукки разработала программное обеспечение, которое моделировало разворачивание папируса с помощью трёхмерной компьютерной томографии. В 2019 году Силс перенёс два свитка из Института Франции в Париже в ускоритель частиц Diamond Light Source недалеко от Оксфорда и отсканировал его в высоком разрешении. Всё получилось, кроме возможности прочесть. Чернила в Древнем Риме делали на углеродной основе, то есть они имели ту же плотность, что и папирус, и при КТ различить их было невозможно.
Тайна текстов была очень близка. Но как её разгадать?! На помощь пришёл частный бизнес. Предприниматель из Кремниевой долины Нэт Фридман пожертвовал 125 тысяч долларов на запуск нового проекта, собрал в Твиттере ещё несколько сотен тысяч и в марте 2023 года объявил конкурс: кто прочтёт четыре отрывка длиной не менее 140 символов до конца года, тому 700 тысяч долларов.
И кто бы мог подумать, что награду заберут студенты-программисты. Египтянин Юсеф Надер, который сейчас учится в Германии, Люк Фарритор из США и Джулиан Шиллигер из Швейцарии создали систему распознавания текста, основанную на техническом зрении. Они научили искусственный интеллект отличать мельчайшие фрагменты уцелевших чернил от обугленного папируса. Выстраивая схему из множества чернильных точек, компьютер составлял изображения, и чудесным образом становились различимы буквы. Из небытия проступал ранее неизвестный человечеству текст, который принадлежал, возможно, философу Филодему. Примерно 5% свитка удалось расшифровать. Так 5 февраля 2024 года мир увидел сотни бесценных слов в 15 столбцах текста.
– Общая тема этого текста – удовольствие, которое в правильном понимании является высшим благом в эпикурейской философии, – говорит Ричард Янко, доктор философии из Университета Мичигана (США).
– Автор задаётся вопросом, могут ли товары, такие как еда, повлиять на удовольствие, которое они доставляют. Если да, то каким образом. Приносят ли вещи, доступные в меньших количествах, больше удовольствия, чем те, которые доступны в изобилии? Наш автор думает, что нет.
Отрывок заканчивается словами: «Такие вопросы будут рассматриваться часто». Это может означать, что трактат продолжится в других свитках. В тексте упоминается и некий Ксенофант. Есть гипотеза, что это тот самый музыкант из труда Филодема «О музыке», и расшифрованный текст – одна из трёх предыдущих неизвестных миру частей. Но кому бы ни принадлежали расшифрованные строки, понятно, что автор был эпикурейцем.
– Можно только предполагать, какие ещё потрясающие открытия предстоят исследователям, – говорит доктор Дирк Оббинк, папиролог из университета Оксфорда. – Два года назад были обнаружены неизвестные ранее произведения Сенеки Старшего, стихи Сапфо или трактат Марка Антония, написанный им о своём собственном пьянстве.
– Мы изменим канон, – осознаёт масштаб открытия Грегори Хейворт, учёный из Рочестерского университета в Нью-Йорке. – Я думаю, что у будущих поколений будет совсем другая картина древности.
Мы все очень взволнованы
Исследовательская группа, куда вошли учёные разных стран, ожидает найти в обугленной библиотеке много греческой философии.
– Мне бы хотелось, чтобы открылись неизвестные работы Аристотеля, – мечтает Ричард Янко. – Некоторые из открытых на сегодня свитков, написанных на латыни, охватывают более широкую предметную область. Это повышает вероятность того, что мы прочитаем новые сочинения греческих писателей и поэтов – от Гомера до Сафо. Свитки откроют новые секреты, мы все очень взволнованы.
Сенсация с расшифровкой открыла новую волну споров, следует ли проводить дальнейшие исследования на вилле Папирусов, все уровни которой никогда не раскапывались. Главная библиотека виллы ещё не найдена, считает группа сторонников раскопок, и под землёй могут находиться тысячи свитков.
Но и работы над раскрытием свитков ещё только начались. Фридман объявил о сборе нового призового фонда на 2024 год. Победитель должен прочитать 85% свитка к концу года. По словам предпринимателя, «зайти так далеко кажется чудом, но ведь это сработало».
А методы машинного обучения, которые предложили Силсом и участники конкурса, будут использоваться и для изучения других типов скрытого текста – например, в переработанных папирусах, которые часто использовались для упаковки египетских мумий. И их огромное количество.