Как вера может защитить от пропаганды

По следам дискуссии главного редактора «Стола» с епископом Переславским и Углическим Феоктистом (Игумновым) 

Фото: Eddy Billard / Unsplash

Фото: Eddy Billard / Unsplash

Мало того что мир  –  это шарик в космосе, так он ещё и задыхается в информационном пузыре. С появлением интернета и внедрением его в личную жизнь через смартфон в режиме 24/7 человек постоянно находится в поле информационного давления. К этому можно привыкнуть, можно освоиться, адаптироваться, этого практически нельзя избежать. Но худо ещё и то, что этот информационный шум подчас бывает весьма агрессивен. Речь идёт о пропаганде. 

Где скапливаются массы людей (как, например, в интернет-сети), там появляются чьи-то интересы и манипуляции. А когда твоя страна находится в режиме СВО, то государство с необходимостью будет давить на педаль внушения. Причём сразу нужно отбросить иллюзии: если вы читаете источники с разных сторон конфликта, то вы не получаете объективную картину, вы получаете двойную дозу пропаганды. 

Что делать? Уходить в лес и рыть землянку? Отключаться от сети и превращаться в аналоговое существо посреди фрик-технологических джунглей? Защитой от пропаганды может быть обычная вера. 

Как это ни парадоксально, но сам термин «пропаганда» имеет христианские корни. Сongregātiō dе рrораgаndā fidē – это дословно Конгрегация распространения веры, учреждённая католиками в 1622 году. О чём это нам говорит? У всего на свете может быть дурное применение. Сама по себе пропаганда на сегодняшний день ассоциируется с чем-то тяжёлым, раздражающим, лишним. Но, по сути, это просто убедительное донесение до народа конкретного сообщения. Заметьте: вопрос о правде тут вообще не ставится. Есть только мессадж и методы его распространения. 

Перед такой действительностью современный человек оказывается беззащитным. Или нет?

Информация, которая повсюда стучится в наши глаза, уши, сердце, очень разного качества, разного содержания. Всё это называется прекрасным «русским» словом «контент». А сейчас, когда  исторические повороты происходят в нашей с вами жизни и судьбе, мы видим, как на этом изломе информация начинает насыщаться ещё определённого рода призывами, облечениями и так далее, и так далее. Кто-то считает, что надо просто выйти из информационного поля и не быть жертвой пропаганды. Кто-то – наоборот – считает, что нужно усилить пропаганду ту или иную, а кто-то считает, что он свободен от пропаганды. При этом он, когда с ним начинаешь говорить, так или иначе использует определённые клише и методы. 

Есть позиция: чтобы освободиться от пропаганды, нужно исследовать разные точки зрения. То есть читать с одной стороны и как минимум что-то с другой стороны. Это иллюзия! Когда вы читаете что-то с другой стороны, вы не исцеляетесь от пропаганды, а вы пропаганду умножаете на два. Вы читаете две пропаганды.

Фото: camilo jimenez / Unsplash
Фото: camilo jimenez / Unsplash

Другая ситуация. Человек просто уходит из информационного пространства, говорит: «Я абсолютно свободен, меня это не касается, всё равно мы никогда не узнаем правды. И нам, в общем, не дано ничего понять, с нами всё равно никогда не посоветуются!». Можно ли считать этот путь верным? В нашу информационную эпоху это практически невозможно. 

Далее – очень важно учесть, что нынешняя проблема связана с СВО. А войне всегда предшествует пропаганда. Когда фашистская Германия развязывала Вторую мировую войну, у неё был так называемый «особый фронт». К началу лета 1941 года у неё было 19 пропагандистских рот, 11 из которых работали на Восточном фронте. То есть они готовили ситуацию для вторжения в Советский Союз. Одиннадцать рот – это 2244 человека. Через год уже было 15 000 сотрудников. Геббельс возглавлял Министерство пропаганды. Он говорил, что можно бесконечно воевать с партизанами, а можно просто влюбить в себя этот народ. И вести войну в этом смысле другими способами. И тогда он предлагал в том числе дать свободу церкви, дать свободу крестьянам. Командиры пропагандистских рот видели, что наши крестьяне – это очень предприимчивые живые люди, которые всё оценивают по шкале полезности. В том числе информацию. И они не купятся на какую-то красивую городскую идеологию. Им нужна понятная мысль, которая будет близка их сердцу и их конкретной выгоде. Тогда это поможет. Не буду дальше рассказывать, это отдельная тема. Но  важно, что военная ситуация всегда такой была: пропагандистская война начинается прежде реальных боевых действий. А когда боевые действия идут, информационный шквал только усиливается, никогда не уменьшается. И поэтому, когда мы пытаемся с шашкой информационной наголо вторгнуться в пространство и сделать какие-то скоренькие выводы, мы должны чётко понимать, в какой ситуации мы оказываемся.

Хороший совет по этому поводу дал один известный католик. Есть в Пьемонте, провинции Биелла, что в Италии, местечко в предгорье Альп, где лет 30 назад образовалась небольшая католическая община. Потом это превратилась в монастырь Бозе. Старшим в этой общине и какое-то время приором монастыря был довольно известный человек Энцо Бьянки. Многие его богословские труды переведены на русский язык. Так вот он сказал, что единственная возможность остаться свободным при информационных атаках пропаганды –  это иметь круг свободного доверительного общения. Здесь – внимание! – у нас с вами в соцсетях (может показаться) тоже есть круг доверительного общения. Он говорил о другом. Он говорил о личных отношениях с людьми, которым ты доверяешь, не для того, чтобы взять их точку зрения на вооружение. А это круг, в котором можно свободно сказать, что ты думаешь, и так же свободно выслушать другого. Не потому, что вы в этот момент станете лучшими аналитиками. Нет. Но вы сможете попробовать всякую идею на прочность. На человечность её проверить. Такой круг доверия и свободного высказывания не обязан быть большим. Это может быть 2,3,10 человек. В полноте это общение достигается только среди верующих людей – когда есть некоторая общая ценность, превышающая политические взгляды и личные амбиции.

 Энцо Бьянки. Фото: Niccolò Caranti / Wikipedia
 Энцо Бьянки. Фото: Niccolò Caranti / Wikipedia

При этом важно помнить, что агрессию пропаганды ничто не отпугнёт. Самого Христа  древнеиудейские пропагандисты не раз пытались как бы привлечь на свою сторону. За Его авторитет боролись партии фарисеев и саддукеев. Были пропагандисты другого толка, которые напоминали о том, что, вообще-то, наш народ и наша страна находятся под оккупацией и, пожалуйста, скажи, что ты думаешь о власти, которая оккупировала нашу страну!  И как всегда Христос бесхитростно отвечает. Это важно: Он не хитрил, у Него нет дипломатической школы. Он выходит из этой ситуации, потому что у Него внутри есть та Его жизнь, которая выше. И Он пытается, как я это читаю в Евангелии, и Своих учеников этому научить. Он даёт совершенно другой образ жизни и образ действия. 

Если мы хотим прорваться, вырваться за эту плоскость недоверия всему, надо сделать парадоксальный шаг. Это шаг веры. Начни доверять. Не газетному слову или тому или иному рупору, а человеку, который рядом с тобой. Начни ему доверять из этого пространства доверия – и твоё слово по отношению к нему прозвучит совсем иначе. А его слово тоже будет восприниматься совсем по-другому. И не обязательно, что вы сразу поймёте друг друга, найдёте общий язык, сбросите с себя шоры или ещё что-нибудь такое. Но в пространстве общения возникнет жизнь, возникнет воздух. 

Владыка Феоктист заметил, что никто из людей, увидевших Христа после Его воскресения, пообщавшихся с Ним Воскресшим, оказались совершенно не способны Его предать. Встреча со Христом Воскресшим даёт великую силу веры. Хороший пример  –  апостол Павел. Он показал нам пример, как перейти от слепой веры к зрячей, причём через ослепление. 

С пропагандой тоже так. У тебя может не быть фактов, ты не видишь всю полноту картины, не можешь оспорить какие-то тезисы и обвинения, но ты можешь видеть, где Истина.

Читайте также