Взлёт и падение красных в Европе

После окончания Второй мировой войны начался резкий подъём коммунистических сил в Европе. Вчерашние маргиналы стали серьёзными игроками на политической арене. Но недальновидная политика СССР всё испортила

Чешский коммунистический плакат. Источник: Flickr / Ben Sutherland

Чешский коммунистический плакат. Источник: Flickr / Ben Sutherland

Материал подготовлен на основе лекции «Электоральная эволюция и развитие идеологии компартий Европы в ХХ веке: от послевоенного до постсоветского периода», прочитанной профессором политических наук Университета Македонии Никосом Марантцидисом по инициативе Международного мемориала

Послевоенный рост

Вторая мировая война очень мощно повлияла на жизнь всей планеты. Причём затронуты были абсолютно все сферы. Не исключением стала и политика. В Европе после капитуляции Третьего рейха огромную популярность начали набирать коммунистические партии. До войны они не представляли собой хоть сколько-нибудь значимую силу. По словам Марантцидиса, коммунисты являлись «или маргинальными сообществами, или полумаргинальными». Соответственно, другие политические силы их всерьёз не воспринимали. Но затем ситуация резко изменилась. Например, во Франции на выборах 1946 года красные сумели набрать более 28 % голосов, что, естественно, очень много. Подобный рост популярности был в Испании, Португалии, Нидерландах и других странах.

– Рост популярности коммунистических сил произошёл благодаря победе СССР в войне, – объясняет Марантцидис. – Европейцы начали ассоциировать победу с Красной армией, с коммунизмом и социализмом. Также значимую роль сыграл и образ Сталина.

Одна из постановочных фотографий Евгения Халдея с красным знаменем на крыше Рейхстага

Подобные тенденции наблюдались и в странах – союзниках Третьего рейха, – например, в Испании и Италии. Там элита поддерживала политический курс Гитлера, а коммунистические партии примыкали к сопротивлению. И после поражения Германии левые силы начали новую борьбу.

К тому же в Западной и Южной Европе общество, проникнувшись идеями компартий, всё чаще и чаще мечтало о строительстве социализма, который для простых людей являлся аналогом рая. Всё это привело к тому, что большевики за короткий срок смогли проделать путь от маргинальных и полумаргинальных сообществ до влиятельных игроков на политической арене.

Но не только победа сыграла роль. В послевоенное время во всей Европе начался промышленный бум. Соответственно, произошёл бурный рост рабочего класса – главного электората коммунистов. Больше рабочих, а значит, больше приверженцев партийного движения.

Сильный Советский Союз, влиятельные союзники, входящие в соцблок Восточной Европы, популярность «красных идей» в странах Западной Европы… Казалось, что коммунизм вот-вот начнёт своё победоносное шествие. Но СССР как лидер не сумел правильно воспользоваться сложившейся ситуацией. Уже в середине 1960-х мир, а заодно и политические расклады начали резко меняться. Кремль и его союзники это упустили. Они, конечно, попытались наверстать упущенное, но выбрали для этого максимально неподходящие способы.

Крах коммунистических сил

В середине 1960-х годов коммунисты начали терять позиции. Но до масштабного кризиса, конечно, было ещё далеко. Гораздо сильнее положение компартий осложнилось в 1970-х годах. На это повлияло сразу несколько факторов.

Основоположник еврокоммунизма Сантьяго Каррильо. Генеральный секретарь Коммунистической партии Испании 1960–1982 годы

Во-первых, фактор социальный. По всей Европе началось сокращение рабочего класса. Но главная проблема заключалась в том, что вместо условных французов на промышленных предприятиях стали появляться мигранты. Волна переселенцев из стран Африки и Ближнего Востока быстро «оккупировала» заводы и предприятия. При этом все мигранты были далеки от политики. Им было абсолютно всё равно, какая партия у власти, а какая партия хочет эту самую власть прибрать к рукам. Коммунисты потеряли огромный процент своего электората, ведь именно рядовые трудяги и являлись ядром красной силы.

Во-вторых, фактор культурный. В Европе произошла смена поколений. Молодёжь Франции, Голландии, Швеции и других стран вкусила плоды общества потребления. У них сменились идеалы, и никто уже не мечтал о социализме как о «рае на земле». Коммунистические партии в одночасье стали старомодными и потеряли актуальность. Молодые люди считали архаичной всю структуру красных и их партийную дисциплину. К тому же в Европе стали появляться другие политические игроки – радикальные левые и ультраправые силы. Это хорошо иллюстрирует ситуация во Франции, где позиции коммунистов до определённого момента были сильны, а потом… Многие приверженцы компартий переметнулись к Жан-Мари Ле Пену, основавшему Национальный фронт в 1972 году.

Третий фактор также сыграл мощную роль. В 1960-х годах в Европе начали отчётливо понимать, что Советский Союз является колоссом на глиняных ногах. Государство вступило в новую эпоху – эпоху заката, но боялось признаться в этом. В самих компартиях начались разногласия и брожения. Ситуация выходила из-под контроля и требовала принятия срочных мер. Нужны были реформы. Но… всё больше и больше сторонников красных сил в этих-то силах и разочаровывались. Начался процесс дробления. В Испании, например, появилась шутка: «Если есть 2 коммуниста – значит, будет 3 партии». Облик СССР в Европе начал портиться. А финальным аккордом стал ввод войск Советского Союза в Чехословакию в августе 1968 года. Европейцы поняли, что коммунисты не пытаются решать проблемы диалогом и реформами, у них лишь один способ – грубая сила.

Демонстрация в Праге против оккупации советскими войсками на фоне горящего танка СССР. Фото: Центральное разведывательное управление

Коммунистические партии Европы оказались в щекотливом положении. Они и так страдали от затяжного кризиса, а тут ещё СССР поиграл мускулами. От партий требовалось как-то отреагировать, но вот как? И европейские коммунисты разделись на три лагеря. Одни жёстко осудили политику СССР и начали резкий уход от коммунистической идеологии. Так поступили некоторые компартии в Греции, Голландии, Финляндии, Швеции, а также других странах. Другие просто возмутились, но оборвать связи с Москвой мгновенно не решились. Вместо этого партии начали подготовку процесса изменения политического курса. Так произошло почти во всех странах соцблока. Но были и такие партии, которые оказали СССР полную поддержку. Например, коммунистические партии Франции, Португалии и некоторых других стран. Но, по факту, это стало их «лебединой песней». Кризис лишь усилился, и они вернулись на позиции полумаргинальных и даже маргинальных сообществ.

Ну а последним гвоздём в крышку коммунистического гроба стало падение Берлинской стены в 1989 году. В СССР к тому времени полным ходом шла Горбачёвская перестройка, и все понимали: оплоту коммунистических сил в Европе скоро придёт конец. Был ещё, конечно, Китай. Но путь развития его коммунистической партии был другим. Из-за разных подходов СССР так и не получилось наладить полноценное сотрудничество с Поднебесной. Другой пример – Югославия, где коммунисты при Тито также пошли своим путём. Отсутствие единства и гибкости погубило дело Ленина.

***

А что же сейчас? Например, во Франции коммунистическая партия (ФКП) хотя и сбавила активность в 1980–1990-х, затем начала её прибавлять. И в начале 2000-х уже являлась крупнейшей красной ячейкой в Западной Европе. Более того, коммунисты даже входили в состав правительственной коалиции. Но затем произошёл очередной кризис. И ФКП стала терять позиции. Из-за этого партия произвела своё переформатирование и превратилась в «Левый фронт». И в 2012-м на президентских выборах представитель «Фронта» стал четвёртым. За него проголосовало 11 %.

Cобрание Коммунистической партии Франции на президентских выборах 2012 года в Париже, Франция. Фото: Wikimedia Commons

В других же странах Европы коммунистические партии продолжают идеологические трансформации и пытаются приспособиться к меняющемуся миру. Но получается это далеко не у всех. Вообще, по словам Марантцидиса, с кризиса 2008 года идёт процесс изменения партий. И социал-демократы, и новые левые силы стараются шагать в ногу со временем. Причём, что интересно: различные радикальные силы, которые выступают за жёсткие меры (революцию), умудряются входить в правительственные коалиции и соглашаются с путём реформ. Марантцидис уверен, что рано или поздно им всё-таки придётся сделать выбор, какого курса придерживаться. И это самым непосредственным образом повлияет на облик мира.

Читайте также