Бизнес-тарологи и депутаты-экстрасенсы: кто диктует моду на оккультизм

Почему в обществе растёт спрос на эзотерику и кому это выгодно? 

Фото: Jackie Hope/Unsplash

Фото: Jackie Hope/Unsplash

Вообразите картину: приходите вы к доктору с какой-нибудь хворью, спину прихватило или в боку покалывает. А врач вместо направления на анализы выписывает бумагу на обряд избавления от порчи. Вы негодуете, идёте жаловаться заведующему отделением, а медицинское начальство вам объясняет, что всё, дескать, по протоколу и в глаза вам суёт какие-то распоряжения, по которым выходит, что магия и прочий оккультизм – это не какое-нибудь мракобесие, а новое слово в развитии здравоохранения. Или пришли вы, допустим, в МФЦ за какой-нибудь бюрократической надобностью, а вам там внезапно по всем вашим заявлениям отказ, потому что такой выпал расклад Таро. Абсурд? Бред горячечный? Но, знаете, посмотришь вокруг и так уже не кажется. Наше общество переживает новую волну увлечения эзотерикой. Как в девяностые, как на рубеже XIX–XX веков. И самое поразительное – эту чушь популяризируют элиты.

Чего только стоит новость об огромной очереди к тарологу на «Бизнес Фесте» от «Сбера». Больше трёх часов люди стояли в очереди к гадалке. И это предприниматели, юристы, риелторы, инвесторы, чиновники, даже преподаватели точных наук. Вопросов к этим людям, конечно, много. Но ведь ещё больше их к организаторам. Как так получилось, что крупнейшая финансовая корпорация страны пропагандирует подобную ересь? И как это соотносится с многочисленными образовательными инициативами компании? Впрочем, и к инициативам этим вопросов не меньше. Бездумное продавливание цифровизации школ едва ли можно назвать благом. Особенно на фоне заявлений господина Грефа о ненужности профильных математических школ.

Впрочем, не только «Сбер» бросает тень на идеалы просвещения и заставляет усомниться в том, что мы живём в цивилизованном государстве, официальная политика которого хотя бы формально опирается на научные представления о мире. Мода на оккультизм распространяется в среде чиновников. Недавно вот советница председателя Екатеринбургской городской думы Ангелина Синицина призналась, что всегда чувствовала, что её настоящее призвание не в политике, а в мистике – и ушла в тарологи. Любопытно, кстати, что ещё ранее она была помощницей депутата Игоря Володина, а тот тоже хвастался своими экстрасенсорными способностями. А в Пензе известная предпринимательница и дочь бывшего губернатора области Наталья Бочкарёва рассказала, что отдала гадалке 16 млн рублей за снятие порчи.

На этом фоне неожиданно здраво выглядит даже скандальный депутат Виталий Милонов. Мы, конечно, помним, что он пытался оградить школьников от изучения теории Дарвина, но он хотя бы апеллировал к религии, а не к магическому мышлению. Нынешнее же его предложение очистить хотя бы медийное пространство от рекламы тарологов, астрологов и прочих рунологов вызывает сочувствие. Никто не может запретить человеку падать в бездну невежества, но есть всё же некоторые стандарты, некоторое ожидание, что на официальном уровне популяризация магии попросту невозможна. Признание депутатов, заказывающих расклады Таро и носящих на запястье красные нити, профнепригодными, а предпринимателей, покупающих бизнес-обереги и верящих в сглаз, ненадёжными партнёрами – это норма в цивилизованном обществе.

Между тем общество наше движется в какую-то совсем иную сторону. И это наглядно показывают разные экономические выкладки. В 2021 году продажи колод Таро на «Вайлдберриз» выросли на рекордные 486%, в 2022 рост продолжился, хоть и не так бурно – на 155%. Закупившись картами, россияне стали записываться на курсы по гаданию и магии. В начале 2023 года зафиксирован рост аудитории таких курсов в 19 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также отечественные маркетплейсы демонстрируют рост продаж амулетов, браслетов для защиты от порчи и прочей эзотерической бутафории на 95% за год.

Понять, почему в обществе формируется такой запрос, нетрудно. Люди переживают неопределённость, их мучают фрустрация в настоящем, страх за будущее, обида за прошлое. Плюс очень высоко недоверие ко всем государственным системам – образованию, здравоохранению, социальным институтам. В тяжёлые времена желание спрятаться в параллельной вселенной мистики объяснимо. Но нельзя же поддерживать бегство людей в эзотерику сверху, какие бы выгоды это ни давало в краткосрочной перспективе. А сон разума, конечно, выгоден. Спящие не задают вопросов ответственным лицам, не требуют ничего от элит.

Но сон разума рождает чудовищ. Легко забыться, погрузиться в мир, где всё алогично, волнующе, но всё же не страшно, потому что самым краем сознания всё же ощущается нереальность происходящего и что все эти приветы от духов, влияние звёзд, власть символов, заклинаний, проклятий – мираж. Вот только всегда очень тяжело просыпаться. Проснуться, стряхнуть с себя морок невежества, увидеть жизнь такой, какая она есть, понять, сколько упущено и сколько нужно наверстать, чтобы хоть что-то устроить по-настоящему, и как сложно это сделать в существующих обстоятельствах. И каково это вообще понимать, что часть этих обстоятельств вроде обесценивания идей просвещения, разрушение гражданского общества обусловлены и твоим собственным бегством?

Обращение к мистике всегда совпадало со сложными временами истории и всегда делало их ещё более запутанными. Кризис конца правления Екатерины II сделал популярным идеи масонства и отвлёк лучшие силы страны от преобразования государства на театрализованные мистерии. Раскол интеллигенции 1870–1880 годов вызвал эпидемию столоверчения в дворянской среде, что опять увело мыслящую часть общества от действительного, а не теоретического разрешения важных вопросов. Действительность тогда оказалась в ведении косного чиновничества и полуобразованных революционеров, выбравших радикализм. Размах оккультизма в начале XX века трудно переоценить, в конце концов идеи его проникли и в царскую семью, что отчасти (разумеется, в совокупности с кучей других факторов) и приблизило её ужасный конец.

Последняя эзотерическая эпидемия случилась с нами в девяностые – растерянные, сломленные люди предпочитали пассивно наблюдать за происходящим безумием, заряжая у телевизора банки и скупая книги по чёрной магии. И вот только мы чуть выдохнули в нулевые, стали иронизировать над гороскопами и смеяться над постановочными телешоу про экстрасенсов, как вдруг стало опять не до смеха. Эзотерическая чушь вернулась и вновь завладела сознанием масс. Причём под одобрение и с подачи элит. И куда нас это вновь заведёт? Ни звёзды, ни карты, ни духи на этот вопрос не ответят.

Читайте также